PR феномен Исламского государства. Часть 1 Становление.
Даже сам Господь Бог, издавая свои заповеди на горе Синай,
не упустил случая основательно посверкать молниями и погромыхать.
Господь знал свою публику.
Генрих Гейне
В 2013 году мир весь цивилизованный мир узнал о появлении террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (на данный момент ИГ). С тех пор организация сменила имя, превратилось в некое подобие квазигосударства, распространила свое влияние на многие страны Ближнего Востока и Африки, ужаснуло мировое сообщество своими нечеловеческими деяниями и практически ушла в небытие. Возможно ее ожидает ренессанс в Ливии, на Синае или Афганистане. Сейчас, на территории САР и Ирака этого государства де-факто не существует. Цементирующим фактором, скрепляющим боевиков ИГ стал радикальный ислам.
Ваххабизм или салафизм (радикальная секта мусульман-суннитов), как явление, использовался в качестве элемента устрашения практически во всех странах исламского мира от Йемена до Индонезии. Его использовали спецслужбы многих государств для решения экономических и политических вопросов. Это универсальный инструмент в теории управляемого хаоса.
ИГ, как государственное образование обладало постоянными источниками дохода, контролировала нефтяные потоки, продажу древних артефактов и торговлю людьми. По оценкам известного востоковеда и блогера El-Murid месячный доход Исламского государства составлял от 80 до 100 млн. долларов. Однако его руководители управляли не только экономическими процессами, но и мощной машиной пропаганды.
О том, как возник феномен Даиш (арабское название ИГИЛ), какие цели преследовали и преследуют его создатели, о текущей ситуации на различных фронтах существует огромное количество публикаций. Меня как специалиста по маркетингу интересует другой аспект, и я попытаюсь рассмотреть ИГ не как неохалифат или машину террора, а как PR инструмент с собственной отлаженной инфраструктурой, целевой аудиторией и коммуникативными целями.
Террористические организации существовали с незапамятных времен и многие из них до сих пор на слуху, но никогда еще такие структуры не пользовались столь отлаженной машиной пропаганды. Абсолютно верным является высказывание Колин Кларка из RAND в одном из его интервью изданию New Republic: «ИГ это Google, а Аль Каеда это AOL. Они находятся в разных эшелонах».
Для чего террористической организации нужен PR. Это весьма сильное оружие, работающее как на устрашение, так и на формирование привлекательности для новых рекрутов. ИГ использует концепцию хоррор-воздействия в следующих целях:
— Устрашение населения на подконтрольных исламистам территориях. Это решает вопросы, связанные с темой «зяката», собираемой с жителей дани, а также служило превентивной мерой для тех, кто планировал оказать сопротивления боевикам . Население понимает, что не стоит сопротивляться, лучше заплатить дань, чем быть беспощадно убитым.
— Вербовка новых последователей. Романтизм жизни в Халифате. Безнаказанность и вседозволенность. А смерть для праведных воинов ислама лишь этап на пути к вечному блаженству.
— Устрашение родственников, захваченных в плен. Так они будут сговорчивее в вопросах выкупа близких им людей.
Далее, на примерах мы разберем какими именно месседжами PR-щики ИГ воздействовали на необходимые сегмент целевой аудитори.
В своей статье Jett Goldsmith из Bellingcat отвечая на свой вопрос: Откуда в ИГ берутся рекрутеры из Стран Европы, США, вполне благополучные люди, отвечал двумя словами: public relations.
О результатах и методах коммуникативной работы ИГ мы будем рассуждать как специалисты, без оценочных суждений о моральности организаторов подобных PR кампаний.
Как работала пропагандистская модель террористов? Почему тысячи молодых людей со всего мира, повинуясь навязанным им смыслам отправлялись туда, где им грозила гибель? Какие месседжи использовали пропагандисты и с помощью каких каналов распространяли свои послания?
Об этом мы поговорим во второй части статьи, мы рассмотрим и проанализируем деятельность, а также результаты работы таких СМИ как Amaq, Al Furqan, Al Ajnad, Al Hayat и другие.
Было полезно?